Автограф мирового пианиста Овчинникова
Автограф мирового пианиста Овчинникова Владимира Павловича мастеру реставратору фортепиано Мокрополову В. И.
немного автобиографии
Владимир Павлович Овчинников родом из Башкирии. Приехав в Москву восьмилетним мальчиком, Овчинников поступил в ЦССМШ при Московской консерватории и все десять лет обучения находился под неусыпным контролем заслуженного учителя РСФСР Анны Даниловны Артоболевской. Знания и умения, полученные от первого педагога, помогли Владимиру без проблем поступить в консерваторию. Там он обучался уже у профессора А.А.Наседкина, который в свою очередь был учеником известного Г.Г.Нейгауза.
Наседкин сумел передать своему ученику традиции русской фортепианной школы, приемы необычайно выразительной игры, технику звукоизвлечения, освоенную им под руководством Нейгауза. Таким образом Владимира Овчинникова по праву можно считать «пианистом гнезда Нейгаузова», в игре которого сочетаются отличная техника, темперамент и необыкновенная музыкальная чуткость.
Путь к славе
Еще будучи студентом, Овчинников получил лауреатство на Международном конкурсе пианистов, проходившем в Монреале. А почти сразу после окончания консерватории он принял участие в одном из крупнейших мероприятий – Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, став обладателем второй премии.
Вскоре к этим достижениям добавилась победа на еще одном международном конкурсе, проходившем в Лидсе. Эти триумфальные выступления открыли перед Владимиром Овчинниковым дорогу в широкий музыкальный мир. Игру пианиста захотела послушать сама королева Елизавета – и Овчинникова пригласили в Лондон. Впечатление, которое игра Овчинникова произвела на английскую публику, было колоссальным. Пресса называла Владимира «необыкновенным пианистом, воспитанным прекрасной русской школой и устремленным к самым высоким вершинам виртуозности», его сравнивали с симфоническим оркестром, сравнивали Рахманиновым, сравнивали с самим Листом.
Творческий портрет
«Совершенно ясно, что Овчинников имеет ту трансцендентальную виртуозность, которой сам Прокофьев, как пианист, удивлял публику Санкт-Петербурга в начале века». («Дейли телеграф», Великобритания)
Находясь в зените своей славы, Овчинников активно гастролировал по городам Европы и Соединенных Штатов Америки. Он давал множество сольных концертов, а также выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами разных стран. Его партнерами по сцене становились лучшие мировые дирижеры, такие как Рождественский, Федосеев, Шолти, Крайцберг…
Виртуозность игры Овчинникова граничит с невозможным. Его игра неизменно удивляет публику, заставляет ее восхищаться многогранным блеском каждой ноты. Музыканту оказываются по плечу самые технически сложные произведения. Каждая его концертная программа – настоящее музыкальное чудо, сплав виртуозной техники и искренней теплоты игры. Одна итальянская газета определила талант Овчинникова как «дар «простоты», которым обладают мастера самого высокого класса». Отыскивать простое в сложном, раскрывать публике удивительный мир, кроющийся за фортепианными пассажами – вот музыкальная миссия Владимира Овчинникова. И он прекрасно справляется с ней.
Одна из лондонских газет так отзывается о его исполнительстве:
«Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова – самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста – осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект».
Владимир Павлович Овчинников имеет звания заслуженного и народного артиста России.
Другие сферы деятельности
Владимир Павлович Овчинников во время урока
Наряду с концертной деятельностью Овчинников серьезно занимается преподаванием. В середине девяностых годов он был педагогом по фортепиано в английском Королевском Северном музыкальном колледже, а сразу после этого начал свою педагогическую деятельность в стенах родной консерватории в Москве. Было время, когда Овчинников преподавал в Японии, кроме того, уже десять лет он является приглашенным профессором на факультете искусств МГУ.
Последние несколько лет Владимир Павлович Овчинников занимает пост директора Центральной музыкальной школы.
Овчинникова часто можно видеть в жюри престижных музыкальных конкурсов. Он слушает молодых музыкантов на московском конкурсе имени П.И.Чайковского, на конкурсе имени Вианы да Мотта в Лиссабоне, на конкурсе имени Бузони, проходящем в Италии.